Инструментальные ошибки

Страница 3

Если говорить о наиболее важных принципах метода моделей, то надо выделить три:

принцип объективного соответствия, то есть всякая модель должна соответствовать оригиналу не только по форме, но и по содержанию;

экстраполябельность модельной информации – возможность переноса информации, полученной на более простой, чем реальный объект, модели на сам оригинал;

принцип верифицируемости модельной информации, что подразумевает одновременное формирование модели с выработкой более сложных способов ее формализации и проверки на адекватность.

Системное моделирование расширяет возможности теоретического анализа и модельного эксперимента. Любое педагогическое явление, любой педагогический объект системны. Отсюда и междисциплинарность системного моделирования, которое выходит за рамки любой одной социальной науки.

На примере этой книги мы видим, что невозможно описать фундаментальные основы диагностики педагогических процессов, не выйдя за пределы “чистого”, классического педагогического познания. Системное моделирование все время выводит за пределы педагогики, заставляя описывать педагогические явления с позиций психологии, социологии и других социальных наук, подчеркивая, вольно или не вольно, интердисциплинарность педагогической диагностики.

Системное моделирование важно и тем, что, описывая достаточно сложные системы, оно (моделирование) требует от исследователя формализации, как количественного показателя, с одной стороны, так и алгоритмизации, как показателя качественных характеристик исследуемых процессов, с другой стороны.

При современном росте эвристических возможностей в проведении исследования роль неформализованных утверждений, интуитивных догадок в области моделирования сверхсложных, человековключающих систем все время возрастает.

Любая модель – это упрощение. Еще Гегель говорил, что в основе познания и осмысления реальности лежит ее огрубление, упрощение. Это один из принципов диалектического познания.

От того, что моделирование упрощает исследуемое нами явление, научная ценность этого способа познания реальности не уменьшается. Это подтверждается тем, что, с одной стороны, модель есть идеальное представление о сущности и структуре исследуемого объекта. С другой стороны, в модели всегда отражаются наиболее значимые стороны и свойства реального объекта.

Слово модель происходит от латинского “modus” – “образец”. Моделями мы привыкли называть самые различные материальные и нематериальные объекты – от одежды, детских игрушек до математических формул, графиков, схем и т.д.

Модели, в научном смысле, не просто копируют какие-либо явления или процессы, а выявляют новую информацию об объекте моделирования, которую другими способами мы получить не смогли бы.

Если обобщить все ранее сказанное, то определить модель педагогического процесса можно следующим образом: модель процесса есть создаваемый мысленный образ этого процесса, где с помощью знаков и символов описываются основные характеристики и связи самого процесса, и только такие, которые могут иметь значение для конкретной воспитательной цели, выдвигаемой педагогом.

Модель процесса воспитания обладает определенными свойствами. Модель должна сочетать в себе различные компоненты, а именно:

необходим определенный субъект моделирования, в роли которого выступает сам исследователь;

моделирование приобретает смысл только тогда, когда есть задача исследования, требующая моделирования. Задача диктует все особенности, виды модели, ее характер. Поэтому вне конкретной задачи моделирование теряет всякий смысл;

каждому реальному педагогическому процессу может соответствовать бесконечное количество более или менее адекватных объекту моделей. Для того, чтобы построить модель, имеющую не только общенаучный смысл, но и конкретно исследовательский, необходимо иметь такой язык описания моделей, который будет максимально соответствовать задаче и объекту моделирования. К примеру, модель воспитательной ситуации мы можем создать, используя схемы, графики, таблицы, но только один из множества вариантов соответствует четко сформулированной задаче исследования.

“Но если птица поет – это хороший признак,

признак, что вашей картиной можете вы гордится.

Жак Превер

Одним из наиболее важных направлений изучения социально-педагогического процесса сегодня становится прогнозирование. В современной научной литературе большое место уделяется методологической и экспериментальной разработке проблем прогнозирования различных социальных процессов. Создание концептуальной понятийной основы прогнозирования позволило в теоретической футурологии определить ряд основных понятий.

Любой учитель, придя в класс в первый день сентября, задумывается, вглядываясь в лица своих учеников: “Что с каждым из них будет через год, пять лет, десять?”, “Кем будет этот мальчик или девочка?” Этот же вопрос мы задаем себе в течение всей жизни. “Куда пойти учиться?”, “Какую выбрать специальность?”, “Что из нас получится?”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Центральный этап состоял из ...

Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на завершающем этапе обучения немецкому языку
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, определение уровня развития умений монологической речи и критического мышления учащихся 11 класса МОУ «Павлоградская гимназия», необходимых для реализации технологии развития критического мышления на практике, и анализ УМК опр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru