Инструментальные ошибки

Страница 7

Применяемые экспертные методы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся различные методы коллективной генерации идей, так называемый “брейнсторминг” – “мозговой штурм”, где в результате коллективного выдвижения идей рождается путь решения подчас таких сложных задач, которые в одиночку исследователем решены быть не могут, и “синоптические модели”, не имеющие ничего общего с определением погоды, но позволяющие на основе опроса большого количества экспертов определить наиболее вероятный прогноз развития объекта и наиболее активно влияющего на изучаемый нами объект фона. Для опроса экспертов сегодня используются специальные опросные листы, анкеты, таблицы, заполняя которые эксперты опираются не только на свой опыт и специальные знания, но и на свою интуицию. Такие системы методов прогнозирования вместе со средствами реализации этих методов в виде анкет, таблиц, экспертных советов представляют собой прогнозирующие системы.

В прогнозирующие системы мы также должны включать и используемые исследователем или экспертами компьютеры и специально для них разработанные программы. В качестве экспертов обычно выступают хорошо профессионально подготовленные специалисты, чьи знания и эрудиция не вызывают сомнений. Для определения соответствия экспертов возлагаемым на них задачам проводят анкетный опрос компетентности эксперта. Дополнительно к этому опросу добавляется самооценка компетентности, даваемая самим экспертом.

Оценка производится по следующей формуле:

К = 5кэ / 5сэ,

где К – коэффициент компетентности ,

5кэ – сумма оценок компетентности, даваемых эксперту,

5сэ – сумма самооценок эксперта.

В книге американского ученого Артура Кларка “Черты будущего” сформулированы три наиболее общих требования к экспертам, которые ограничивают их использование в прогнозировании в следующих случаях:

– если эксперты являются специалистами в интересующей нас области, но не способны видеть то, что должно обязательно произойти;

– если эксперты не знакомы с опытом предшественников и не знают причин постигших их неудач;

– если эксперты пытаются определить детали будущего, а не тенденции и направления развития

Хотя эти ограничения были описаны в книге Артура Кларка более 30 лет назад, сегодня их значимость ничуть не уменьшилась.

Особое место в прогнозировании занимает морфологический метод. Сущность морфологического метода прогнозирования состоит в расчленении проблемы на ряд основных параметров, определяющих воспитательный процесс. В результате мы получаем возможность исследовать связи между отдельными параметрами и как бы выстраиваем схему-алгоритм всех возможных путей развития изучаемого процесса.

Ценность морфологического анализа в том, что он позволяет перебрать все возможные решения и выбрать те, которые наиболее приемлемы с организационной и содержательной точек зрения. Таким образом, морфологический анализ позволяет прогнозировать новые пути и этапы развития воспитательного процесса. Наиболее близким к морфологическому анализу является метод составления “дерева целей”.

В рассмотренном нами примере главной целью является формирование умения коллективного взаимодействия. На каждом этапе выдвигаются более локальные цели: умение распределить обязанности, умение принять участие в коллективном обсуждении, умение поддерживать положительный эмоциональный тон в классном коллективе и т.д.

Другой пример, построение “дерева целей”, мы приводим для того, чтобы показать, как влияют различные виды педагогической подготовки на формирование профессиональных качеств будущих учителей.

Верхний ярус целей составляет общая цель – педагогическая готовность к работе в школе.

Второй ярус образует более частные цели, такие как мировоззренческая, психолого-педагогическая, специально-методическая и другие виды подготовки.

Третий ярус – еще более частные цели, выступающие в виде обобщенных умений, знаний, системы отношений.

Четвертый ярус – конкретные педагогические умения – диагностические, коммуникативные, организаторские и т.п.

В схематичном виде “дерево целей” можно представить следующим образом ( см. рис.).

Количество ярусов ограничивается только самим экспериментатором и задачами эксперимента.

Построение “дерева целей” близко по своему принципу к разработке сетевых моделей прогнозирования, которые также представляют собой разновидности морфологического анализа воспитательного процесса. Прежде чем говорить о сетевом моделировании, необходимо познакомиться еще с несколькими понятиями. Среди них мы хотим отметить такие методы прогнозирования, как экстраполяция, сетевое моделирования, причинный анализ и метод семантического дифференциала.

В прогнозировании особенно важно определить предел распространения выявляемых закономерностей воспитательного процесса. Это связано с предварительным содержательным анализом достигнутого уровня воспитанности. Такой анализ по своей сути является диагностикой уровня воспитанности. Для проведения такой диагностики необходимо решить несколько исследовательских проблем.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также:

Фразеология как наука
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...

Психолого-педагогические основы дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru