Стремление заглянуть в завтра и послезавтра присуще любому человеку и является одной из наиболее интересных и мало изученных сторон человеческого бытия. Возможно ли предсказывать будущее своих воспитанников? Если возможно, то как и насколько достоверны будут наши прогнозы – вот основной вопрос, на который мы попытаемся ответить в этой главе нашей книги.
Само понятие прогнозирования пришло в русский язык из Греции, где прогнозом называли предсказание о развитии чего-либо, основанное на определении данных. У Владимира Даля мы находим следующее определение: предвидеть – это значит предусматривать, предугадывать, предчувствовать. Для того, чтобы прогнозировать будущее, В.Даль выделяет такие понятия, как пред-смотреть, то есть определять направление, пред-знать, то есть собрать как можно больше знания и пред-чувствовать – опираться на свою интуицию, ощущать возможное изменение.
Современное понимание прогнозирования определяется в “Рабочей книге по прогнозированию” как “вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояний того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сторонах его осуществления.
Прогнозирование сегодня превратилось в целую самостоятельную область научного познания, которая имеет свой собственный набор понятий и категорий, отражающий различные аспекты прогнозирования. Если до 70-х гг. прогнозирование активно развивалось в экономике, то сейчас прогнозирование стремительно вторгается во все сферы социальной жизни общества, включая образование.
В “Рабочей книге по прогнозированию” рассматриваются около двадцати сфер приложения прогнозирования, начиная от гидрометеорологического прогнозирования, геологического, биологического, экологического, этно-, архео-, культурно-эстетического до внутренне- и внешнеполитического и военного прогнозирования. Естественно, что этот список сфер прогнозирования включает в себя образовательно-педагогическое и психологическое прогнозирование.
Для того, чтобы решать задачи воспитания и обучения каждого поколения, уже недостаточно предвидеть динамику школьных мест или количество детских садов. Сегодня нам нужно уметь предвидеть результат воспитания каждого отдельного человека, понимать и предугадывать возможные последствия тех или иных процессов, происходящих в школе, в семье или в его окружении.
Этой цели служит самостоятельное направление, родившееся на стыке социологии, педагогики, психологии и математики – педагогическое прогнозирование, которое разрабатывает общие принципы, методы и приемы познания и предвидения результатов педагогического воздействия и особенностей самого педагогического процесса, в котором главными действующими лицами являются педагог и воспитуемые.
Педагогическое прогнозирование, как составная часть социально-педагогической диагностики, осуществимо только тогда, когда перед нами стоит четко определенная цель воспитания. Как правило, общие воспитательные цели задаются потребностями общества в определенном типе личности. Эти цели могут достигаться только в результате объединения влияний социальной среды, системы всего образования и определенных индивидуальных особенностей каждого конкретного человека.
Сегодня ни один человек не будет требовать только от школы решения такой глобальной задачи, как формирование всесторонне развитой личности. Всем должно быть понятно, что такая задача доступна только при очень высоком уровне развития, в первую очередь, самого общества.
Педагоги способны решить более конкретные задачи воспитания: привить любовь к труду, освоить необходимый для этого объем знания, сформировать определенный уровень политической культуры и т.д. Поэтому доступный для воспитателя уровень педагогического прогнозирования ограничивается определением таких показателей, как зона ближайшего развития ученика в различных сферах его школьной деятельности. Здесь прогнозирование представляет пошаговое циклическое движение от одной группы целей к другой. Каждый такой шаг предсказывается, связываясь с постановкой цели деятельности, определением средств достижения педагогической цели и возможных результатов. Практическое осуществление воспитательных целей в педагогическом прогнозировании обеспечивается только при условии достоверного предугадывания потенциальных возможностей личности достигнуть эти цели.
Прогнозируя развитие личности, мы определяем стратегию ее воспитания, при этом, как правильно указывает В.А.Богданов в свой монографии “Системологическое моделирование личности в социальной психологии”, необходимо учитывать:
– согласование воспитательных приемов с внутренней логикой развития личности;
– согласование стратегических целей воспитания и содержания конкретной микроцели;
– согласование и гармонизацию психологического склада личности в целом
Под прогнозированием понимается специальное научное исследование, предметом которого является определение перспектив развития явления, процесса.
Целеполагание есть “установление идеально предположенного результата деятельности”. В понятие “цель” включается решение относительно предложенного результата предпринимаемой деятельности.
Контрольный опрос в виде тестовых заданий для учеников 9-х классов
Разработаны тестовые задания по выбранной теме в двух вариантах: 1. Вопросы, отражающие материал в таком виде, как он преподноситься в школьном учебнике. 2. Вопросы, отражающие школьный материал и экологические проблемы по выбранной тематике. Вариант 1. Вопросы: Как обозначается химический знак кре ...
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...
Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.