В тонах, зависящих от освещения, два основных понятия: свет и тень, каждое из которых имеет свои подразделения.
Свет: - наиболее освещенная часть предмета, полутон-переходная часть от света к тени, блик - самое светлое место на освещенных выпуклых поверхностях (на блестящих предметах блики могут быть и на плоских поверхностях).
Тень: Тень собственная - неосвещенная часть предмета.
Рефлекс - часть собственной тени, более светлая, за счет отражения света от окружающих освещенных предметов, тень падающая - тень, отбрасываемая одним предметом на другой.
Рис. 5
Самым светлым местом на предмете, если его поверхность не матовая, является блик. Затем по степени усиления тона следует: свет – полутон - рефлекс - тень собственная - тень падающая. Различия в тоне как светотени, так и окраски предметов называются тональными отношениями. Это первостепенной важности понятие в грамотном, то есть логичном, осмысленном рисовании тоном. Учащиеся 2-й и 3-й групп не способны выполнить данные требования в полном объёме. Связано это с тем, что выразительные средства, которыми они располагают, в данном случае не в состоянии передать буквального соответствия силе тона в натуре. Они либо пытаются добиваться буквального соответствия изображаемому предмету, либо рисуют «не создавая пространства» - воздушной перспективы. Любой процесс рисования – есть стилизация формы, пространства, чего эти дети пока не осознают и не умеют. Художник – не фотограф, он преображает и стилизует действительность, даже если стремится максимально точно и достоверно изобразить натуру.
Получается, что неопытный рисовальщик (ученик 2-й и 3-й групп) из желания добиться контраста белого освещенного гипса с его теневой частью и с темным глубоким фоном берет самый мягкий карандаш и нажимает им изо всех сил. Но вместо красивого контраста, какой он видит в натуре, получается неприятно черный лист бумаги с «замученной», затертой поверхностью - и нет никакого сияния белоснежного гипса, никакой воздушной глубины тона. Удержаться в нужной тональности поможет какой-нибудь темный предмет, поставленный неподалеку от куба, например флакончик черной туши. Сравнивая с ним, скажем, тень на кубе, ученик увидит, насколько она легка и прозрачна, несмотря на силу контраста со светом.
Эти правила ведения рисунка практически одинаковы для всех последующих заданий. Поэтому, прописав настолько подробно правильную последовательность ведения работы над первым заданием, впоследствии я буду более кратко описывать рабочий процесс 1-й, 2-й и 3-й групп и более подробно остановлюсь на заданиях для 4-й и 5 –й групп.
Структура карточки – задания
Эта работа преследует следующую цель: дифференцированное обучение на рисунке имеет свою специфику: учащимся 1, 2, 3 групп ставится одна постановка, различия будут проявляться лишь при оценке уже выполненного задания – ведь целью обучения является то, что бы каждый ученик из 2 и 3-й групп перешёл в процессе обучения в 1-ю группу. Конечно, этого не произойдёт со 100% гарантией - со всеми учениками – всё равно уровень природных способностей будет влиять на выполнение работ на протяжении всего учебного процесса. Но если мы будем сознательно упрощать задания для 3–й группы ( можно только в самом начале обучения поставить натюрморт попроще) - учащиеся этой группы никогда не достигнут должного уровня результатов, хотя бы с той точки зрения, что их уровень мотивации будет слишком низким. По – этому целесообразно разрабатывать отдельные задания для детей с особенностями развития – т.к. они не способны заниматься по стандартной программе. Для таких детей очень важным этапом в обучении является первоначальная компановка рисунка на бумаге и владение линией, тоном – они не могут правильно держать карандаш и не способны закомпонавать рисунок с натуры. Поэтому для групп 4 и 5 целесообразно давать задания на срисовывание с образца. Но это не является простым копированием. Карточки – задания показывают правильную последовательность ведения рисунка и работая по такой карточке ученик выполняет рисунок в правильной последовательности. Для закрепления полученного методом срисовывания навыка следующим заданием будет являться рисунок подобного предмета, возможно даже более простого но уже с натуры. Итак, главный принцип создания таких карточек – научить правильной последовательности ведения рисунка. Обычные дети помнят эту последовательность а дети с ограниченными возможностями нет. На каждой карточке должны быть выделены этапы или последовательность работы. Но всё равно необходимо постоянно проговаривать и напоминать правила ведения работы таким детям – они путаются в задании, даже если дана пронумерованная, пошаговая инструкция.
Педагогические взгляды Руссо
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественною переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) ...
Взаимосвязь психики и сознания
Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование з ...
Первый этап в математике конечных количеств
Математика конечных количеств начинается с понимания конечного количества. Формирование такого понимания достигается благодаря отношению «одинаковое-разное». Объединяя группу предметов в единое целое ребенок видит одинаковое в них. Такая одинаковость рождает первое качественное состояние в содержан ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.