Второй этап обучения монологической речи по пути «сверху» - текстовый этап включает в себя, прежде всего, чтение самого текста. Целями данного этапа является решение конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту, стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности, развитие непроизвольной памяти. Учащиеся добиваются той глубины понимания текста, пользуются той стратегией чтения, которая соответствует коммуникативной задаче (КЗ), нацеливающей на чтение. В зависимости от КЗ ученики читают текст один раз или возвращаются к нему многократно, добиваются понимания только основных фактов текста, учитывая опоры в его содержании и собственный опыт. Во время чтения происходит также проверка, подтверждение или уточнение прогнозов выдвинутых перед чтением текста на основании заголовков, иллюстраций и т. д. Задание может быть сформулировано следующим образом: - Lest den Text einmal durch. Überprüft eure Hypothesen. Korrigiert sie.
Учащиеся учатся извлекать полную фактическую информацию, содержащуюся в тексте, понимать структуру и содержание текста, также у них формируются умения ориентироваться в логике изложения фактов. Упражнения этого этапа направлены также на деление текстового материала на смысловые части. Исходя из этого учащимся могут быть предложены следующие задания:
Wie viele Teile hat der Text?
Formuliert den Hauptgedanken dieses Textes?
На этом этапе учащиеся уже знают, о чем идет речь в тексте, и могут воссоздать целостную образную картину происходящего, используя знания из разных областей, активизируя свой личный жизненный опыт. Поэтому на данном этапе работы с текстом может быть применена система маркировки текста «инсерт», когда учащиеся выделяют информацию в тексте по различным критериям: новая/уже известная; важная/второстепенная; общая/детализирующая; интересная/неинтересная. Также может быть использована таблица «Плюс-Минус-Интересно», в которой ученики делят информацию на нейтральную, второстепенную и особо интересную. Учитель предоставляет ученикам свободу выбора, учит их действовать осмысленно, вооружает необходимым деятельностным инструментарием для обеспечения их индивидуальной творческой самореализации.
Этот этап предлагает также упражнения на понимание структуры и содержания текста:
Цели, содержание, приемы развития критического мышления, модели заданий, направленность упражнений на текстовом этапе обучения монологической речи представлены в таблице № 3.
Таблица № 3.
Второй этап обучения монологической речи по пути «сверху»
Цель |
Содержание |
Прием РКМ |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи. Стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности. |
-Однократное чтение с использованием опор в тексте либо многократное возращение к тексту; -Использование опор и словаря; либо однократное просмотровое чтение; -Предварительная проверка правильности сделанных прогнозов. |
- Сравнение. -Выделение смысловых опор в тексте. -Система маркировки текста «Инсерт». -таблица «Плюс-Минус-Интересно» |
Lest den Text einmal durch. Überprüft eще Hypothesen. Korrigiert sie . Wie viele Teile hat der Text? Formuliert den Hauptgedanken dieses Textes? - Выделите информацию в тексте по различным критериям: новая/уже известная; важная/второстепенная; общая/детализирующая; интересная/ неинтересная. Разделить информацию на нейтральную, второстепенную и особо интересную. |
Стимулирование логически понятийного мышления. Развитие приемов мышления (обобщение, синтез, сравнение), развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами, умения понимать полное содержание прочитанного. |
На третьем этапе обучения монологической речи по пути «сверху»–этапе проверки понимания текста определены следующие цели:
- осуществить контроль полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста.
использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи.
Общие положения методики развития речи на уроках русского языка
Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средств ...
Мeтoдичecкиe ocoбeннocти рaбoты пo фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти
учaщихcя при oбучeнии мaтeмaтикe
Для фoрмирoвaния кoммуникaтивнoй кoмпeтeнции нa oтдeльных рaбoчих и нa вceх oткрытых урoкaх рeкoмeндуeтcя иcпoльзoвaть тeхнoлoгию рaбoты в мaлых группaх (этo тeхнoлoгия из личнocтнo-oриeнтирoвaннoгo oбучeния). В cвoeй рaбoтe учитeлю вaжнo рacкрыть cуть дaннoй тeхнoлoгии: чтo oнa дaёт в плaнe фoрмир ...
Инструментальные ошибки
В данном случае этот источник ошибки трансформируется, а степень аккуратности измерения социальной адаптации, так как о старении говорить не приходится из-за того, что измерения проводились однократно и одновременно для всех участников. Так как степень успешности работы является объективной характе ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.