5. самостоятельная работа с литературой, несмотря на бурное развитие радио, телевидения, кино и других средств информации, основным источником самостоятельного приобретения знаний по-прежнему остается печатное слово, книга. При работе с технической и учебной литературой деятельность учащихся направлена на восприятие и осмысление печатного слова. Это восприятие осуществляется при помощи зрительного анализатора, а не слухового (как это было при умственном изложении знаний преподавателем). Оно связано с деятельностью других центров коры головного мозга. Рекомендуется ознакомить учащихся с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рада вспомогательной литературой, справочниками, энциклопедиями и т.д. Это развивает интересы и пробуждает новые интеллектуальные потребности учащихся. В образовательной области «Технология» для формирования и развития эстетических знаний и умений у учащихся при изучении декоративной обработки ткани и волокнистых материалов этот метод можно широко использовать при написании рефератов и докладов по декоративно прикладному творчеству, для более глубокого изучения истории народных ремесел и промыслов, для выполнения творческих проектов для подготовки к урокам и письменному опросу по вопросам параграфов и т.п. Работе с учебником начинают обучать еще в младших классах школы. В старших классах самостоятельная работа с учебной литературой на уроках технологии предполагает выработку у учащихся умений находить логические связи.
6. В программы радио и телевидения все чаще включаются передачи по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых и производственников, которые могут быть очень полезны при обучении технологии. На занятиях для формирования эстетических качеств учащихся могут использоваться звукозаписи, например, народных песен и мелодий, телепередачи и т.п.
Таким образом, для проведения урока учитель может избрать любой из словесных методов, применение которого наиболее приемлемо для конкретного случая.
В практике учителя технологии в процессе формирования у учащихся эстетических знаний и умений одно из самых важных мест занимают наглядные методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков. К наглядным методам относятся наблюдение, демонстрация и видеометод.
1. Наблюдение – предполагает продолжительное изучение изменения объектов наблюдения. Оно может быть естественным и специально организованным.
Естественное проводится в реальных естественных условиях, при том наблюдение сопровождается продолжительными эмоциями детей, что важно использовать и учитывать. Специально организованное наблюдение требует специальной подготовки педагога и проводится в условиях, привычных рабочему месту.
Метод наблюдения может быть использован для изучения работы, действия оборудования, работы на производстве и т.п. Для получения требуемых результатов наблюдений обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить школьников наблюдать, развивать у них определенные умения в осмыслении и фиксации наблюдений, сопоставлением результатов. В зависимости от длительности, наблюдения делятся на кратковременные длительные наблюдения, организуются преподавателем, который во время урока объясняет учащимся их цели, распределяет задания и совместно с ними намечает план проведения, последовательность. Результат наблюдений (например, на экскурсии) обсуждается на занятиях, и учитель опирается на них при объяснении нового материала.
2. Демонстрация – заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При показе у учащихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которыми сравнивают свои действия. Демонстрация относится к числу методов, имеющих ценность для процесса, но эффективность во многом зависит от правильности методики показа. Этот метод в процессе формирования эстетических знаний и умений на уроках технологии широко применяется для ознакомления с предметами декоративного творчества, художественными произведениями, образцами одежды и других изделий как современного, так и исторического значения. В разделе «Рукоделие» это могут быть как изделия, так и отдельные моменты различных видов вышивки, вязанные и плетенные поделки, изделия декоративно-прикладного назначения, выполненные в стиле лоскутной мозаики, аппликации, при проектировании и изготовлении одежды, при защите и выполнении творческих проектов и т.д. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида: величина, форма, цвет, части, элементы и их взаимоотношение. Эффективен этот метод по-настоящему лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, могут их пощупать, попробовать в действии, сами измеряют, т.е. у школьников создается собственное представление о явлении или предмете. В процессе активной демонстрации, когда она приобретает характер исследований или проблемный, внимание учащихся конкретизируется на существенных, а не случайных свойствах предметов, явлений, процессов. При демонстрации слово не играет главной роли – оно постоянно сопутствует наблюдению. Крупные предметы, которые видны всем ученикам, учитель может показывать со своего места. Для формирования у ребят более точных представлений о сложных механизмах и изделиях, их необходимо демонстрировать как в статичном, так и динамичном состоянии. Иногда целесообразно использовать для демонстрации плоские и объемные модели и плакаты. Они менее загромождены деталями, легко разбираются. На уроке технологии такие макеты можно применять, например, при изучении способов переноса выточек, моделирования одежды, создании моделей. Демонстрация моделей и макетов не заменяют натурального объекта, а лишь дополняют его. Если изучаемые объекты небольшие по размерам и имеются в достаточном количестве, то их можно раздать учащимся для более подробного рассмотрения. Такой прием называется работой с раздаточным материалом. Применяется он при изучении различных материалов, например, в разделе «Материаловедение». Работа с раздаточным материалом позволяет воспринимать предмет разными органами чувств. На уроках широко используются картины, плакаты, таблицы, чертежи, инструкционно-технологические карты. Они демонстрируются в готовом виде или выполняются учителем на доске. По своему назначению все эти пособия условно можно разделить на 3 группы: иллюстрация, наглядные инструкции и их сочетание.
Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка
Основная особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка — тяжкое нарушение его пространственных восприятий и представлений, ограниченность в свободе движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. П ...
Стэнли Холл, Джон Дьюи и их взгляд на дошкольное воспитание
Знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846–1924), отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятель ...
Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменив ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.