Иллюстрации используются при объяснении нового материала, повторении и опроса учащихся. Они дают изображение изучаемого предмета в красках и увеличенных размерах. Применение таких пособий совместно с натуральными объектами и объяснениями преподавателя дает учащимся правильное представление об изучаемом предмете. Например, для формирования эстетических качеств в качестве иллюстраций можно использовать журнал с коллекцией мод. В качестве наглядных инструкций используют плакаты и таблицы с изображением приемов выполнения различных операций и трудовых действий, их последовательности и условий безопасности работы. Также часто используются в качестве наглядных пособий диапозитивы, слайды. Например, для показа моделей одежды прошлых веков. Важным средством наглядности при объяснении материала является выполнение учителем простейших схем, чертежей и рисунков на доске. Основное преимущество рисунка на доске – последовательное выполнение его на глазах учащихся, что облегчает понимание и усвоение знаний.
3. Видеометод имеет отношение к экранному преподнесению информации (ходоскопы, графопроекторы, учебное телевидение, видеозаписи, компьютер с дискетным отображением информации). Видеометод служит для преподнесения знаний, их контроля, закрепления, повторения, общения, систематизации, т.е. успешно выполняет все дидактические функции. В этом методе используется наглядная информация и ее восприятие. Он предлагает индуктивные и дедуктивные пути знаний. Недостатки видеометода в том, что телевидение слабо стимулирует развитие абстрактного мышления, творчества, самостоятельности. Преимущество в том, что дает полную, достоверную информацию об изучаемом процессе, повышает роль наглядности в учебном процессе, удовлетворяет запросы, желания и интересы учащихся, обеспечивает эффективную обратную связь. На уроках технологии в процессе формирования эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов в разделе «Рукоделие» видеометод, например, можно использовать для показа экспонатов музея по народному творчеству.
Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и в значительной степени от возраста учащихся. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, выполнять отдельные приемы. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, вырабатывать аккуратность, побуждать учащихся следить за своими действиями и оценивать их результат. Учителю надо тоже оценивать свою деятельность, чтобы своевременно оказывать помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку. Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, поэтому самостоятельность школьников должна развиваться и поддерживаться с первых же занятий технологии. По мере углубления в работу следует приучать школьников самих анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты в состоянии и работе инструментов могут повлиять на результат.
Отдельно следует сказать о практических методах уроков технологии, связанных с планированием определенной практической деятельности. В технологии это, чаще всего, связано с проектной работой над избранным самим учащимся изделием. Именно здесь потребуется значительно больше затраты времени, так как предполагается максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер. Главное отличие от работ, выполнявшихся ранее с помощью учителя, состоит в четком разграничении дидактических проблем, возникающих в ходе поиска решения ответов на обычные вопросы, которые не требуют интеллектуальной активности и самостоятельности мышления в той мере, как это выдвигается творческим проектом.
Подводя итого классификации методов, отметим, что в настоящее время большой удельный вес приобретают методы, способствующие развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся. В учебном процессе методы используются в различных сочетаниях. Все они постоянно совершенствуются в соответствии с требованиями жизни.
Обучение всегда носит воспитывающий характер, поэтому методы обучения играют большую роль как в вооружении знаниями, умениями и навыками учащихся, так и в формировании у них эстетического вкуса, мировоззрения, нравственного поведения и других качеств личности. Многообразие решаемых учебных и воспитательных задач, различия в содержании изучаемых предметов, уровни подготовки учащихся и условия обучения требуют применения различных методов обучения. Практика доказала, что ни один из методов, будучи использован сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. И чем сложнее урок и многообразнее виды деятельности учителя и учащихся, тем большее количество методов используется в процессе урока.
Основные направления работы с детьми девиантного
поведения в государственных учреждениях
Создание целостной системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения является сегодня проблемой государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г)"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" создается ...
Введение дробных чисел
Первое расширение понятия числа – введение дробных чисел. Пропедевтика обыкновенных дробей сводится к ознакомлению учащихся с такими вопросами, как доля единицы, изображение дробей на координатном луче, правильные и неправильные дроби, основное свойство дробей, представление натурального числа в ви ...
Педагогические аспекты содержания социальной реабилитации
несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в
детском доме «Аистенок»
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты входящей диагностики, мы наметили и провели формирующий этап. Цель формирующего этапа: преодоление деструктивных факторов, восстановление полноценной духовной жизни, повышение самооценки и уровня знаний детей-сирот и детей ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.