Теперь от сущности управления как процесса переходим к сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим детально деятельность управления.
Как отмечает С.А.Езопова, всё чаще управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участв3ующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъективности. Современные исследователи определяют управление следующим образом:
специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В.Тихонов);
деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю.Тихонов);
активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач (Т.И.Шамова).
Общим в различных определениях является то, что управление – это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Имеет свою структуру: мотив – цель – предмет – действие – результат.
А.Ф. Пеленёв даёт следующее определение деятельности:
Деятельность – это активное взаимодействие с реалиями мира, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно взаимодействующий на объект и удовлетворяющий таким путём свои потребности.
Субъектом здесь выступает руководитель, объектом, как уже было сказано выше, выступает вся система жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения (воспитательно-образовательный процесс, межличностные отношения всех его участников, повышение квалификации педагогов, создание необходимых материально-технических условий). «Реалиями мира», по всей видимости, будет являться состояние дел по функционированию дошкольного образовательного учреждения, знание о которых получены руководителем в ходе сбора информации (наблюдения, контроль, анализ). Что касается удовлетворения своих потребностей, так руководитель действительно удовлетворяет свои материальные, социальные, профессиональные потребности. Насколько существенны профессиональные потребности, зависит от образовательного и профессионального уровня руководителя. Л.В. Поздняк и Л.М. Волобуева отмечают, что современное состояние дошкольного образования вызывает необходимость перевода управления дошкольного образовательного учреждения на новую парадигму, составляющую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней являются ориентация на человека и его потребности, создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого ребёнка и педагога, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Основные направления работы руководителя (заведующей) дошкольного образовательного учреждения определены четырьмя компонентами управленческой деятельности (по Кузьмину):
организаторский;
конструктивно-проектировочный;
коммуникативный;
гностический.
Организаторский компонент – это и административная деятельность и собственно организаторская.
Административная деятельность современного руководителя ДОУ должна обеспечивать материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для функционирования детского сада, причём в соответствии с действующими нормативными актами и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
Формы и методы построения процесса формирования у учащихся эстетических
знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов
Введение в школы, гимназии, лицеи образовательной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание учебного предмета «Обслуживающий труд», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у учащихся качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широко ...
Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой
деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...
Семья как специфическая педагогическая система: сущность, особенности
развития
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них – семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные орг ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.