а) в чтении и записи выражений
16 + 5 4; 4 . 7 + 54; 4 • 7 + 6 • 9; 5 • (6 + 3). «Сумма числа 16 и произведения чисел 5 и 4», «произведение числа 5 на сумму чисел 6 и 3»;
б) в наборе нужного числа двоек, троек, разными группами (сначала на кружочках разного цвета).
Можно распределительное свойство объяснить на основе сравнения результатов решения одной и той же задачи двумя способами. Например, надо вычислить число кружочков на рисунке.
I способ. В одном столбике кружков — 3
Всего столбиков на рисунке — (4 + 2)
Всего кружков будет — 3 . (4 + 2) Итак, 3 • (4 + 2) = 3 • 6 = 18.
II способ. На рисунке белых кружков- 3-4, черных кружков —3-2.
Всего кружков — 3 • 4 + 3 • 2
3 • 4 + 3 • 2 = 12 + 6 = 18.
Сравнить значения выражений 3 • (4 + 2) и
3-4 + 3-2 и записать, что 3 • (4 + 2) = 3 . 4 + 3 • 2.
В беседе с детьми надо отметить, что для умножения числа на сумму умножают число на каждое слагаемое и эти произведения складывают.
Более трудными являются для учащихся рассуждения, основанные на сочетательном законе сложения, хотя они доступны учащимся этого возраста и помогают осознать прием набора равными группами, который используется при составлении таблиц. 3 • (4 + 2) = 3 • 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 +3= 3•4 + 3•2 =78 и окончательно 3 • (4 + 2) = 3 • 4 + 3 •2.
Кроме общепринятой формы записи (в строчку) при умножении числа на сумму, интересная форма записи (в столбик) приводится в эстонских учебниках.
2 • 6 = 2 • (2 + 4) = = 2• 2 + 2 • 4 = = 4 + 8 = 12
Для усвоения распределительного свойства полезны упражнения:
1. В сравнении и вычислении значения выражений
9 • (4 + 3) = 9 • 7 =
7• (5 + 4) = 7 • 9 =
8• (6 + 2) = 8 • 8 =
Из этой работы надо сделать практический вывод, что всегда можно более трудные случаи табличного умножения свести к более легким (второй сомножитель заменить суммой двух чисел и вычислить по правилу умножения числа на сумму): 8-9 = 8- (5 + 4) = 8 • 5 + 8 • 4 = 40 + 32 = 72.
2. В умении свернуть запись
3 • 7 + 3 • 2 = 3 • (7 + 2), 8 • 4 + 8 • 3 = 8 • (4 + 3).
3. В вычислении произведения разными способами (выбрать более удобный)
9 • (5 + 4), 8 • (2 + 1), 7 • (6 + 4).
Объяснение свойства умножения суммы на число можно аналогично начинать с решения задач. В методике предлагаются и другие пути изложения этого вопроса:
а) на основе использования переместительного свойства умножения и свойства умножения числа на сумму
(3 + 4)-2 = 2-(3 + 4) = 2-3 + 2-4 = 3-2 + 4-2.
Окончательно имеем:
(3 + 4) • 2 = 3 • 2 + 4 • 2;
б) на основе определения умножения, переместительного и сочетательного свойств сложения
(3 + 4) • 2 = (3 + 4) + (3+ 4) = (3 + 3) + (4 + 4) -= 3-24-4-2;
в) на основе непосредственного знакомства с правилом:
«Умножить сумму на число можно разными способами, получая одинаковые результаты:
1. Можно вычислить сумму и умножить полученный результат на число: (5 + 4) • 3 = 9 • 3 = 27.
2, Можно умножить на число каждое из слагаемых суммы и полученные произведения сложить (5 + 4) • 3 = 5 • 3 4 4 • З.
Лучше рассмотреть с детьми свойство на конкретных примерах («открыть» его), а позднее познакомить их с доказательством (как приведено в случае «б») и записью в общей форме (а + Ь) . с = а .с 4- b • с. Теперь надо подчеркнуть, что для удобства (облегчения) вычислений можно представить в виде суммы любой сомножитель. На основе этого вывода позднее будем формировать приемы внетабличного умножения.
Третье свойство умножения — сочетательное — не находит широкого применения при вычислениях в пределах сотни, так как считается малодоступным детям этого возраста. Очень важно помочь детям увидеть и осознать, что произведение может быть больше любого сомножителя, равняться одному из сомножителей и быть равным нулю. Вывод дети в состоянии сделать, сравнивая результаты вычислений (на основе определения произведения), для примеров вида:
3-5=15 3-5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3=15
1-5 = 5 -1.8-1 + 1 + 1+1 + 1-5
0-5 = 0 0-5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Эта работа явится пропедевтикой к рассмотрению умножения на 1 и 0, которые особо выделяются в программе (особые случаи). Их вводят с помощью правил, так как они не вытекают из определения умножения. При определении множителя как оператора действия умножение на 1 не требует особого определения (3 • 1 = 3, «три посчитать 1 раз, получим 3»).
Обобщая случаи 1 • 3 = 3 и 3 • 1 = 3, можно сделать вывод, что произведение любого числа и единицы равно этому числу.
Сущность понятия «критическое мышление»
Мышление – это взаимодействие субъекта с объективным миром, это взаимодействие с познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, начинающая с проблемной ситуации, это взаимодействие с объективированной в слове системой знания. Мышление — высшая форма отраж ...
Факторы, влияющие на формирование ИСУПД
Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и ...
Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.