Y' = A + B1 X1 + В2 Х2 + В3 Х3 + . ,
где
– прогнозирующая переменная
– ряд прогнозирующих переменных
– числовые множители, которые, как и для простейшего случая, вычисляются математически и постоянны в рамках одного исследования.
В нашем примере
– Y ' – результат теста первого семестра,
– Х1 – результат последнего школьного теста
– Х2 – результат раздела “Вербальное мышление”
– Х3 – результат раздела “Математика”
Допустим, при расчете получились следующие значения для числовых множителей: А = 0,18, В1 = 0,73, В2 = 0,005, В3 = 0,002, и пусть имеются результаты учащегося по каждому из трех прогнозирующих параметров:
Х1 (школьный тест) = 3,5, Х2 (вербальное мышление) = 580, ХЗ (математика) = 600
Подставляя результаты в формулу мультипольного разложения, получаем:
Таким образом, предполагаемое значение результатов теста первого семестра для этого ученика будет равно 3,15. Позже мы сравним этот результат с реальным и сделаем заключение о справедливости прогноза.
Коэффициент мультипольной корреляции
Этот коэффициент отражает степень связи между группой прогнозирующих переменных и одной прогнозируемой. Обозначать его будем R . Вычислить его величину можно по формуле Пирсона, где в качестве одной переменной берется ряд значений для прогнозирующей, а в качестве другой – прогнозируемой переменной. Возвращаясь к примеру вспомним, что для прогнозируемой переменной было получено значение 3,15. Проделав подобную процедуру для 100 учащихся получим ряд значений. Затем, обратившись к реальным значениям результатов теста для этих же студентов, получим второй ряд значений. Осуществив расчеты для этих рядов, используя формулу Пирсона, можно будет сделать вывод о том, насколько хорошо реальные значения совпадают с предсказанными в массиве данных. Если полученное значение R2 будет лежать близко к 1, то это значит, что прогноз сделан достаточно точно и результатами его можно пользоваться. Реальные значения для хорошо проведенного прогностического исследования, конечно, не дают R2 = 1, а дают его в пределах 0,8.
Коэффициент детерминации
Квадрат значения коэффициента мультипольной корреляции дает значение величины, называемой коэффициентом детерминации. (r2). Пусть r = 0,70, тогда r2 будет равно 0,49. Что же это значит? Коэффициент детерминации показывает, какой процент отклонений от истины величины прогнозируемой переменной можно отнести на счет вариаций прогнозирующих. Значение для r2 = 0,49 говорит о том, что 49% отклонений результатов от истины при прогнозировании результатов теста первого семестра происходит за счет наличия разброса значений для результатов исходных тестов. Когда результаты получаются из мультипольного разложения r2 – переходит при обозначении в R2, без перемены смысла. Ценность результатов, даваемых прогностическим уравнением, зависит от того, с какой группой производились исследования (устойчивой или нет), а также к одной ли и той же группе относятся все используемые, данные в прогнозе. Если необходимо работать с разными группами, нужно подбирать их сходными по основным параметрам.
Изучение проблем мышления педагогами
Современная концепция общего образования во главу утла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает ...
Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социал ...
Разработка диагностического инструментария
выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного
возраста с комплексными нарушениями речи
Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составле ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.