Во-первых, получение диагностических результатов возможно только в реальной жизнедеятельности учащихся. Никакие остановки, нарушающие ход естественного развития школьной жизни, в педагогическом исследовании недопустимы.
Вторая проблема заключается в адекватности собираемой о воспитательном процессе информации. Решение этой проблемы связано с поиском путей получения не только достаточного количества информации, но и высокой степени ее достоверности. Исследовательские данные должны отражать определенное состояние параметров конкретной педагогической ситуации, в которой действует учащийся, то есть отражать устойчивые связи и закономерности различных проявлений деятельности.
Третья проблема связана с многозначительностью языка, на котором фиксируются исследовательские данные. Частой ошибкой начинающего исследователя является описание различных сторон воспитательного процесса в разных системах понятий. Эта ошибка происходит из-за трудности найти такой кластер понятий, который полностью смог бы охватить всю структуру исследуемого явления.
Четвертой проблемой, часто встающей перед исследователем, становится поиск таких путей анализа наблюдаемого процесса, при которых к минимуму сводится влияние личностных субъективных установок исследователя.
В педагогическом эксперименте приходится прибегать к сложной системе защиты получаемой информации от субъективного искажения ее в результате восприятия и оценки под влиянием сложившихся представлений, установок, жизненного и исследовательского опыта и т. д. В ряде случаев используют повторный сбор информации, перекрещивающиеся и контрольные группы и другие способы, повышающие валидность и достоверность исследования.
Все методы прогнозирования основываются на экстраполяции имеющихся данных о сущности исследуемого процесса (под экстраполяцией мы понимаем установление значения функции (х) в точках, лежащих вне интервала, образованного известными значениями. Если нам известны значения Х1; Х2; Х3 Хn, то экстраполяцией мы должны определить значения Хn+1, Хn+2, Хm, Хm+1).
В воспитании метод экстраполяции применяется чаще всего для краткосрочного (локального) прогноза. Отсюда и основная трудность прогноза этим методом – обоснование выбора предела экстраполяционного предсказания. Чем отдаленнее прогноз, тем больше вероятность ошибки и ниже надежность и достоверность.
Результаты экстраполяционного прогнозирования, по сравнению с методом экспертов, менее надежны, поэтому в исследовании обычно используется одновременно несколько методов прогнозирования: метод Дельфи, коллективная генерация идей, метод комиссии и т.д.
Применение метода экстраполяции требует от исследователя соблюдения следующих условий:
– определение возможных объектов экстраполяции, то есть выделение таких воспитательных процессов и тенденций, для которых экстраполяция возможна;
– определение временных границ экстраполяции, то есть продолжительности наиболее вероятного прогноза.
Прогнозировать воспитательный процесс можно не только аналитическими методами, но и графическими. Одним из наиболее используемых методов графического прогнозирования является построение сетевых моделей воспитательного процесса.
Теоретической основой сетевого моделирования послужила теория графов. (Теория графов – область математического анализа пространственных фигур, называемых графами). Граф представляет собой совокупность двух различных элементов. Одни называются вершинами, другие – дугами.
На рисунке дается пример сетевой модели и показываются оба вида элементов.
Граф называется ориентированным ( как на рисунке), если дуги направленные.
Начало дуги называется началом пути, а ее окончание – концом пути. Путь на сетевых моделях – есть последовательность дуг, в которой каждая предшествующая дуга совпадает с последующей. Обычно вершинам присваивается какой-либо символ (То, Т1, Т2 . . . Т). Номера вершин устанавливаются последовательно.
Основная цель построения сетевой модели – это представление воспитательного процесса в виде последовательности отдельных ситуаций, которая достаточно описывает основные действия или шаги. Часто с помощью такой сетевой модели определяются связи между отдельными этапами воспитательной деятельности учащихся. В этом случае каждая вершина соответствует этапу деятельности, а дуги обозначают связи между этими этапами.
При построении сетевой модели необходимо соблюдать ряд правил, определяемых тем, что всякая вершина обозначает этап или ситуацию, которая может быть названа нами “событием”. Отсюда:
– правило первое: между двумя “событиями” может быть только одна дуга;
– правило второе: “событие”, происходящее раньше по времени, должно иметь номер меньше, чем более позднее событие;
– правило третье: необходимо избегать двух и более связей между “событиями”, имеющими общее начало и окончание;
– правило четвертое: сетевая модель не может иметь замкнутых циклов, когда начало пути совпадает с его концом, и тупиков – событий, из которых не выходит ни одной дуги, если это “событие” не является завершающим;
Преимущества воспитания в детском коллективе
Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по т ...
Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития у старших дошкольников
представлений о форме предметов
Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать форму предметов, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребен ...
Понятия числа
Преподавание вопросов связанных с развитием учения о числе учитель строит таким образом, чтобы ясна была связь понятий равенства, сумма и произведение, с одной стороны, и понятие числа, с другой. Таким образом, для того чтобы новые числа были равноправными, необходимо введение определения: понятие ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.