– правило пятое: все события объединяются в комплексы, условием функционирования которых является обязательная реализация всех входящих в него ситуаций-событий. “Событие” В не может наступить, если не завершилось “событие” А.
Такие сетевые модели называются детерминированными.
Предшествующие “события” соединяются по принципу “А” и “В” и обозначаются знаком О.
На рисунке мы видим объединение двух воспитательных ситуаций 1 и 2,
в результате которого возникает новая ситуация 3. Сети, в которых происходит выбор пути дальнейшего развития воспитательного процесса, строятся по принципу “или” и называются альтернативными.
Обозначаются такие связи знаком и читаются:
“Событие” 3 происходит или после “события” 1, или после “события” 2.
Основным параметром сетевой модели воспитательного процесса является его продолжительность. Момент начала работы (воспитательная ситуация 1) и момент окончания работы (воспитательная ситуация n) образуют промежуток, который называют продолжительностью модели. Общая продолжительность всего пути является суммой продолжительности каждого отдельно взятого пути, объединяющего значимые для исследователя “события”.
Путь, на который затрачивается минимальное время, называется критическим путем.
Графическое прогнозирование с помощью построения сетевой модели будет заключаться в расчете критического пути решения воспитательный ситуаций. Введение в сетевую модель исходных данных заключается в определении времени выполнения какого-либо задания по реализации воспитательной цели, анализа связей и структуры процесса и определения всего объема необходимой работы. В последнее время издано большое количество литературы по сетевому моделированию, поэтому желающим более подробно познакомиться с принципами такого моделирования мы рекомендуем обратиться к ней.
Любое воспитательное явление вызывается и определяется всегда многими факторами, которые можно рассматривать как элементы общей структуры. Если обозначить в целом воспитательную ситуацию в виде переменной А, то понятно, что есть другие переменные Х, Y, Z, которые причинно определяют ситуацию А.
Для исследователя важно определить значения связей между Х, Y и Z и ситуацией А. Может быть, Х, Y и Z не исчерпают своего влияния на А, тогда появляется некоторая переменная К, которая дополняет рассматриваемые связи. Между этими переменными также существуют определенные зависимости, которые проявляются либо сильно, либо слабо. Тогда перед нами встает вопрос – какие связи надо учитывать, а какие прямо не влияют на изменение ситуации А? Этот вопрос для понимания сущности процессов воспитания чрезвычайно важен, так как воспитание определяется множеством факторов, среди которых нам надо учитывать только значимые.
Поставленные нами вопросы можно разрешить, используя метод причинного анализа, который впервые начал использоваться в социологии Э.Дюркгеймом в 30-х гг.
Если рассматривать характер связей, то мы приходим к следующим зависимостям между каждой парой переменных (для понимания метода причинного анализа обращаем читателя к тем разделам данной работы, где рассматриваются такие понятия, как корреляция, факторный анализ и другие виды статистического анализа получаемых факторов):
X ® Y (X обусловливает Y)
X ¬ Y ( Y обусловливает X)
X ¬® Y ( взаимодействие X и Y)
X — Y (нет связи между X и Y)
Последние два вида связей могут иметь следующие виды корреляционных связей: r ¹0 и r = 0.
Так, если оба значения корреляции могут принимать либо нулевые значения, либо неопределенные, то из получаемых экспериментальным путем данных нельзя определить структуру изучаемой воспитательной ситуации. Если r ¹ 0, то между X и Y есть причинная связь. При случае r = 0 связи нет, а есть какая-то другая переменная (Z), которая влияет на X и Y.
В специальной литературе причинный анализ используют в построении причинных и непричинных моделей предсказания.
Неэкспериментальные модели являются проекцией в будущее установившихся связей, наблюдаемых в прошлых воспитательных ситуациях. В этих построениях мы исходили из того, что прогностическая модель повторяет все связи, установившиеся в прошлом.
Причинные модели имеют смысл, если выдерживаются три условия их построения:
а) имеется конечный набор определенных значимых переменных, достаточно плохо характеризующих воспитательную ситуацию;
б) исследователь либо предполагает, либо имеет экспериментально подтвержденные данные о наличии связей между переменными;
в) если существует влияние неучтенных факторов, то это влияние не влияет на те процессы, которые определяют исследуемую ситуацию.
Для примера проанализируем граф, где есть причинная связь трех переменных Х1, Х2, Х3.
На Х2 и Х3 влияют дополнительные факторы а2 и а3. Этот граф описывается следующими уравнениями:
Понятие образовательной
системы, ее свойства
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Под систем ...
Обучение младших школьников грамотному каллиграфическому письму
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, к ...
Виды текстов
Практика показывает, что текст становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помог ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.