- здоровом образе жизни; основных принципах здорового образа жизни; вредных привычках, которые влияют на здоровье как противопоставлении привычкам ЗОЖ;
- здоровье как необходимом условии высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастных особенностях физического и психического развития и их влиянии на здоровье человека; иммунитете, способах повышения иммунитета, принципах закаливания, пользе физических упражнений;
- половом созревании; стереотипах полового поведения; половых связях; венерических заболеваниях;
- рациональном питании (разработка занятия по рациональному питанию представлена в приложении 3); питательных веществах; пользе основных пищевых продуктов; "полезных" и "вредных" продуктах; значении режима питания; правилах приема пищи;
- последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения; стадиях и формах алкоголизма и его последствиях.
Каждое занятие предполагало домашнее задание, ориентирующее подростков на формирование и развитие привычек здорового образа жизни. Примерами таких заданий могут быть следующие:
- рассказать о своих привычках положительно влияющих на иммунитет, написать план действий, которые окажут положительное влияние на иммунитет и здоровье в целом, и придерживаться его в течение 20 дней, фиксируя на бумаге изменения в самочувствии;
- в течение 20 дней вести запись употребляемых продуктов (дневник здорового питания).
Выполнение таких заданий делало формирующиеся представления подростков о здоровом образе жизни более осознанными, реально осуществимыми, развивало умения самоконтроля.
Блок 2. Практический.
Цель – создание благоприятной атмосферы для привития младшим подросткам с девиантным поведением привычек ЗОЖ.
Практический блок включает 7 занятий, которые направлены на решение следующих задач:
- развитие умений самоанализа и углубление способности самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
- развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
- сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
- составление подростками собственного плана ведения здорового образа жизни, поиск способов сохранения своего здоровья и возможных трудностей на этом пути;
- обсуждение возможностей выхода из трудных ситуаций; поиск конструктивных и неконструктивных способов решения трудных ситуаций.
Формами организации деятельности подростков на занятиях выступают упражнения, дискуссия, ролевая игра "Наркомания и общество".
В ходе ролевой игре в роли "специалистов" выступают учащиеся с заранее подготовленной информацией. Тексты выступлений пишут на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе с помощью учителей и психологов. Материал ролевой игры организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими экскурсами, что позволяет легче усвоить информацию. До игры проводится опрос об отношении школьников к употреблению наркотических веществ, "социолог" знакомит аудиторию с результатами.
Понятие инновационных технологий
В научной литературе различают понятия «новшество», «нововведение»,«инновация». Новшество обычно понимается как элемент педагогической действительности, который в представленном виде, в данном качестве еще не встречался. Нововведение - своеобразный носитель новшества, средство его распространения, ...
Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка
Игра имеет социально-историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, игры отсутствовали. По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят некоторые сферы жизни взрослых, те, чт ...
Виды и функции учебных игр
Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельного метода ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.