Содержание, формы и методы изучения «легкой» музыки в общеобразовательной школе

Педагогика » Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической культуры подростков » Содержание, формы и методы изучения «легкой» музыки в общеобразовательной школе

Страница 2

Интерес обобщенный, широкий, неконцентрированный проявляется к предмету в целом. Он зачастую перерастает в интерес специализированный, глубокий, познавательный. Такой интерес является следствием определенного уровня развития индивидуального художественного вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств.

В сегодняшней практике, ввиду чрезмерной увлеченностью подростками модными новинками поп- и рок-музыки встает вопрос. Как же все-таки поступать с такой музыкой, которая привлекает особое внимание школьников? В методической литературе, в высказываниях ученых-методистов и педагогов-музыкантов довольно часто встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже хотя бы потому, что не способствует воспитанию высоких музыкальных чувств и вкусов, формированию глубоких эстетических переживаний. Ученик испытывает лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических ощущений. Вот почему, делают вывод методисты, с дурными вкусами подростков так или иначе необходимо бороться.

На выступлении одного заседания во Всесоюзном доме композиторов Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо.

Можно по-разному относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей и направлений.

Один известный педагог Ю. Б. Алиев для собственной школьной практики разработал следующий рациональный путь. Он заключается в параллельном разучивании академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего, однако, требованиям хорошего вкуса. Иначе может получиться так, что, исполняя на уроках или в концертах серьезные сочинения, подростки будут петь «для души» всяческие песенные суррогаты. Вот почему, планируя уроки музыки, составляя репертуарный план школьного хора, Алиев никогда не забывает о необходимости иметь в активе эстрадные – лирические, шуточные, развлекательные – песни, которые учащиеся, наряду с произведениями высоких художественных достоинств, смогли бы спеть дома, разучить со сверстниками.

Преподаватели иногда недооценивают способность подростков справедливо судить об истинном, объективном качестве музыкального сочинения. Дело в том, что это качество часто бывает скрыто покровами моды или устоявшимися представлениями. Принято считать шедеврами «полонез» М. К. Огиньского, песни В. Высоцкого, первую часть «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена, опусы ансамбля «Битлз» - и все.

Возвращаясь к нашей основной теме, связанной с использованием образцов эстрадной музыки в школьной подростковой среде, отметим одну любопытную деталь, которая заключается в том, что определить уровень художественности песни легкого жанра иногда помогает сам процесс ее разучивания. Порой за время работы над подобной песней она из-за примитивности как содержания, так и средств выразительности настолько надоедает учащимся, что до ее исполнения «набело» дело попросту не доходит. В одной из московских школ учитель, в ответ на горячие просьбы шестиклассников, начал разучивать с ними шлягер «Я – городская сумасшедшая» из репертуара Маши Распутиной. Само название песни в определенной мере характеризует ее содержание. Тщательно выстраивая интервалы (шлягер был переложен на два голоса), работая над дикцией и чистотой интонирования, учитель вдруг заметил, что лица ребят постепенно мрачнеют. «В чем дело, почему поскучнели?» - задал он провокационный вопрос. «Устали, надоело учить эту чушь», - отвечали ребята. К концу третьего урока всем уже стало ясно, что это не то произведение, на которое следует тратить драгоценное учебное время. Так учитель на конкретном примере показал шестиклассникам разницу между художественной песней и шлягером-однодневкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Формирование делинквентного поведения у воспитанников детского дома подросткового возраста как социально-педагогическая проблема
Понятие делинквентности было введено в науку в 1950-х г.г. А. Коэном, который разработал теорию делинквентных (от лат. Delinquens - преступник, правонарушитель) субкультур. Коэн считал, что аномия ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы уже имеются в ...

Методическое сопровождение дистанционного урока
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученикам задавать вопросы. Учебные средства дистанционного у ...

Формирование знаний двигательных умений
В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами. К 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с задан ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru