Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности и интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важным компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка.
Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательной школе, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это, в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. в вооружении учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связи с классической музыкой.
Новое содержание музыкального образования, соответственно, требует новых подходов к обучению. Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности, рок-музыки, предполагающих учет психологических особенностей молодежи подросткового возраста.
В работе с подростками необходимо использовать следующие методы наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения:
Метод монологически-диалогического изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
Метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Метод самостоятельной работы с источником.
Метод создания проблемной ситуации.
Метод – игровая ситуация.
Метод – учебная дискуссия.
Метод учебно-критического выражения.
Использование данных методов привело к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:
«Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов.
«Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.
«Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства.
«Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие у школьников-подростков способности различения стилей.
Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных
и нетрадиционных методов
В настоящее время дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент в специальных дошкольных учреждениях. Особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бород ...
Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного
возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...
Интеллектуально-развивающие игры
В игре рождается и формируется воображение. Воображение – это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления. Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуит ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.